5 мая утром сомалийские пираты захватили танкер под либерийским флагом "Московский университет" (Moscow University), принадлежащий российской компании, c российской командой из 23 человек и грузом нефти на борту. Этот танкер знаменит тем, что в декабре 2009 года первым встал под погрузку к нефтеналивному терминалу нового российского морского порта Козьмино, входящего в систему нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Старт погрузке дал лично премьер Владимир Путин.
Танкер прошел так называемую пиратоопасную зону - Аденский залив и Аравийское море под конвоем военного корабля "Маршал Шапошников", но пираты на катерах нагнали и взяли его на абордаж уже на выходе в открытый океан. 86 тыс. тонн нефти на борту не позволили команде применить интенсивное маневрирование, против которого бессильны моторки боевиков; та же нефть чуть позже и спасла жизнь морякам. Они спрятались в машинном отделении, а выбить дверь выстрелом из РПГ-7 пираты не могли, опасаясь нефтяного пожара. На выручку экипажу пришел тот же "Шапошников", с которым они расстались за сутки до захвата.
Танкер с грузом нефти, выкупленной китайской нефтехимической компанией UNIPEC, вышел из Порт-Судана (Судан) 29 апреля. Нефть предстояло перевести в китайский порт Нинбо.
Капитан Тульчинский, как следует из сообщения командования военно-морскими силами Евросоюза в зоне Аденского залива, допустил роковую ошибку. "Танкер не зарегистрировался в центре морской безопасности "Африканский Рог",- говорится в сообщении. Таким образом, как считают специалисты по морской безопасности Евросоюза, он отказался от защиты военно-морских и военно-воздушных сил ЕС. Российские коллеги в области морской безопасности считают сделанное заявление не совсем корректным.
Регистрация в "Африканском Роге", по словам начальника отдела федерального государственного учреждения "Служба морской безопасности" при федеральном агентстве Росморречфлот Сергея Фомченко, желательна, но не обязательна, поскольку помимо европейской существуют и альтернативные способы защиты. Проблемную зону, кроме участников "Аталанты", контролируют военные суда блока НАТО, а также боевые корабли России, Китая, Индии, Японии, Турции, отправленные в этот регион специально для борьбы с сомалийскими пиратами. Любой из этих кораблей может провести гражданское судно или караван под своим конвоем.
"Московский университет" воспользовался услугами российского большого противолодочного корабля (БПК) "Маршал Шапошников", который сейчас находится на боевом дежурстве в Аденском заливе. Вечером 1 мая танкер в составе каравана из восьми судов отправился на запад через Аденский залив под конвоем "Маршала Шапошникова". Утром 4 мая, то есть примерно за сутки до захвата, "Шапошников" вывел караван в Аравийское море в районе острова Сокотра и отправился в обратный путь.
5 мая танкер был уже фактически в открытом Индийском океане в 350 морских милях от ближайшего берега. Здесь его и настигли сомалийские пираты. В последнее время они стали действовать не только в прибрежных водах, но и в океане, расширив зону влияния за счет плавучих топливных баз, под которые используют старые рыболовецкие сейнеры. Их трюмы заполнены бочками с топливом, которым и дозаправляются моторные лодки, ранее "привязанные" к береговым базам.
В восемь утра по московскому времени "Московский университет" передал по спутниковой связи Mayday закодированный сигнал бедствия, указывающий на то, что танкер подвергся атаке морских пиратов. Сигнал Mayday "Московского университета" был принят во всех военных и гражданских центрах спутниковой связи.
Захват танкера, видимо, произошел не сразу - во всяком случае, некоторые члены экипажа успели связаться с товарищами и родственниками по спутниковым телефонам. Как рассказали "Ъ" коллеги российских моряков, по словам экипажа, их атаковали два быстроходных катера, в которых находились люди, вооруженные автоматами Калашникова и гранатометами РПГ-7. Сначала обе моторки остановились на некотором расстоянии от танкера, и сидящие в них пираты открыли предупредительный огонь по радиорубке, вынуждая безоружных моряков отойти от бортов судна. Экипажу показалось, что нападавшие находились под воздействием наркотика, поэтому о переговорах с ними не могло быть и речи - морякам оставалось только подчиниться.
Под огневым прикрытием второй лодки экипаж первого катера по веревочным лестницам поднялся на борт танкера и захватил его. Моряки, передав на землю, что все они живы и здоровы, сообщили, что попытаются укрыться от пиратов в машинном отделении за мощной металлической дверью. На этом связь с экипажем прервалась.
Утром же 5 мая "Маршал Шапошников", ушедший с новым караваном обратно в Аденский залив, развернулся и пошел на выручку "Московскому университету". Он вышел к месту захвата 6 мая около трех часов ночи БПК в течение некоторого времени оценивал ситуацию, ведя наблюдение техническими средствами. После чего было принято решение о проведении операции. .
Поскольку экипаж танкера смог не попасть в заложники, а пираты не были самоубийцами, операция освобождения прошла успешно. Пираты открыли огонь из стрелкового оружия. В перестрелке ответным огнем был уничтожен один из пиратов. Группе антитеррора без потерь удалось нейтрализовать бандитов и освободить экипаж. Молниеносные профессиональные действия моряков не позволили пиратам причинить какой-либо ущерб судну, а также оказать длительное сопротивление. в настоящее время вопрос о награждении участников операции решается руководством Минобороны России. Компания-судовладелец "Новошип" ранее сообщила, что рассмотрит вопрос о награждении членов экипажа танкера.
10 пиратов задержаны. Их будут судить в России.
Как говорится НЕХРЕНА БЫЛО ЛЕЗТЬ!!!